Психолого-Медико-Педагогическое Сопровождение
I. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЛЕЧЕБНО-ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ЛФК – это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнения заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованного и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. ЛФК играет существенную роль в формировании и коррекции развития ребенка.
Цели ЛФК:
— коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей
— профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях
— стабилизация функциональных систем организма
— повышение адаптивности организма к условиям жизни
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма.
Основные задачи занятий ЛФК – оздоровительные, образовательные, эстетические, воспитательные, коррекционные.
Методы лечебной физкультуры:
1). Наглядные методы, обеспечивающие яркость, чувственность восприятия и двигательных ощущений.
2). Словесные методы, обращения к созданию, помогающие выполнению двигательных ощущений.
3). Практические методы, связанные с практической деятельностью, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
В школьном возрасте необходимо уделять внимание специальной гимнастике для укрепления мышц живота и спины. На занятиях ЛФК используются разнообразные комплексы упражнений в положении лежа и полулежа, так как позвоночник нужно щадить, т.е. укрепление мышц с образованием «мышечного корсета». Нестойкие нарушения осанки сравнительно несложно устранить при помощи специальных упражнений.
Как показывает практика, применяемые упражнения с лечебной, коррекционной и профилактической целями, негативных последствий не имеют. Зал ЛФК оснащен самыми новейшими снаряжениями.
Основные методики ЛФК:
1. Методика Семеновой К.А.
2. Методика Бадаляна.
3. Методика Бобат (Бобат терапия).
4. Методика адаптивной физкультуры.
5. Метод кинезиотейпирования.
6. Метод сенсомоторной интеграции.
7. Кинезотерапия.
8. Гидрокинезотерапия.
Категории детей нуждающиеся в занятиях ЛФК:
1. Дети с ДЦП
2. Дети с патологическими изменениями опорно-двигательного аппарата
Детский Церебральный Паралич – группа детских заболеваний, обусловленных внутриутробным поражением головного мозга, черепно-мозговой травмой в родах, различными заболеваниями в раннем детстве, например, энцефалитом. Нередко параличи сочетаются с задержкой умственного развития, эпилептическими припадками, гиперкинезами, трофическими расстройствами в пораженных конечностях.
Формы ДЦП:
— Спастическая диплегия
— Спастический тетрапарез
— Гиперкинетическая форма
— Атонически-астатическая форма
— Гемипарез
— Гемиплигия
— Спастико-гиперкинетическая форма
Формы ЛФК | Средства ЛФК | Методики ЛФК | Способ проведения занятий ЛФК |
Утренняя гимнастика Лечебная гимнастика Дозированная ходьба Производственная гимнастика Лечебное плавание Гидрокинезотерапия Механотерапия Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе. Игры, спортивные игры. |
Физические упражнения Физические упражнения в воде Ходьба Восхождения Занятия на тренажерах Плавание |
при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе); при заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при заболеваниях дыхательной системы; при заболеваниях пищеварительной системы; при нарушении осанки; при травмах; при операциях на грудной клетке; |
Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые [2-3 человека] и групповые [8-12чел]) Самостоятельные занятия — физические тренировки |