Блок учителя-логопеда

Ахметова Гульнара Саимбековна,

03.05.1981 г.р.

учитель-логопед кгу «школа-интернат «ақ ниет» для детей с особыми образовательными потребностями» управления образования восточно-казахстанской области с 04 января 2017 года.
вторая категория.
общий педагогический стаж – 10 лет.
основные функциональные обязанности: осуществление учебно-коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями. обследование обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта, методы коррекции речевых дефектов. реализация образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса..
образование: высшее, ргу «карагандинский государственный университет имени академика е.а. букетова», специальность по диплому «дефектология», 2007 год.
курсовая подготовка:
курсы повышения квалификации педагогических работников на тему «современные подходы профессионально-педагогического мастерства» международной професстональной академии «туран- профи», 2014 год;
«қазақстан республикасында арнайы (түзету) білім беру жағдайында педагогтердің кәсіби құзыреттіліктерін дамыту» казахстанского межрегионального центра повышения квалификации, г.алматы, 2017 год;
«инклюзивное образование-основа сотрудничества и гуманизации образовательного процесса», 2017 год;
«содержание и приемы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на разных этапах коррекционной работы», 2017 год, «специальная педагогика» министерства образования и науки республики казахстан инновационный евразийский университет, 2017 год.

 

Қажибекова Айдана Мейирқызы

Год рождения: 01.07.1997 г.
Должность: учитель – логопед
Квалификационная категория: педагог-модератор
Педагогический стаж: 4 года
Основные функциональные обязанности: осуществление учебно-коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Обследование обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта, методы коррекции речевых дефектов. Реализация образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
Образование: Высшее: 2015-2019 г. – Павлодарский Педагогический Университет
По специальности : Дефектолог-логопед
Магистратура : 2020-2022 г. — НАО» Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова«, магистр педагогических наук по специальности «Дефектология».
Курсовая подготовка:
1. «Организация коррекционно-обучающего процесса в государственных МСУ» г. Алматы 2020 г.
2. «Развитие профессиональной компетентности специального педагога (учителя-дефектолога) по совершенствованию коррекционной работы в системе среднего образования» в объеме 80 академических часов.

Годовой план работы учителя-логопеда Қажибековой А.М

Годовой план работы учителя-логопеда Ахметовой Г.С

Расписание логопеда Кажибекова А.М.

Расписание логопеда Ахметова Г.С.

Расписание занятий учителя-логопеда по предмету Коррекция недостатков речи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционно-педагогической работы

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем.  Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятиях, создавать ситуацию успеха.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь для домашних заданий

Это  наглядное пособие для обучения ребенка правильной речи, где дается  краткое, доступное для неспециалиста описание артикуляции звуков, подготовительные упражнения для губ и языка, развития голоса, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, схематически зарисовываются символы звуков и картинки для называния, раскрашивания, запоминания.

Тетрадь   служит «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос относительно выполнения заданий  ребенком.

Правила работы в домашних тетрадях

  • тетради забираются после каждого логопедического занятия;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; задания должны быть прочитаны ребенку; • все задания выполняются до конца.
Памятка родителям

Рекомендации логопеда родителям

Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения воспитанников в школе и закрепления полученных навыков дома.

Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

  1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
  2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д;

  1. Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу;
  2. Привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно;
  3. Развивать восприятие и воспроизведение устной речи, с учетом состояния слуховой функции учащихся, их речевого развития, индивидуальных особенностей.
  4. Продолжить работу во время каникул. Постоянно выполнять артикуляционные, дыхательные упражнения. Развивать мелкую моторику. В логопедической практике много случаев, когда каникулярный период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Рекомендации педагогам от логопеда

ШҚО ББ «Ақ ниет» мектеп-интернаты» КММ КГУ «Школа-интернат «Ақ ниет» УО ВКО 

Сөйлеу қабілеті бұзылған балалармен жұмыс жасауда түзету мамандары және пән мұғалімдеріне арналған ұсыныстар

Данные рекомендации были разработаны на основании приказа Министра просвещения Республики Казахстан № 385 от 31 августа 2022 года «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых» приложения 6, п.71 «Специальными условиями обучения для детей с нарушениями речи» являются:

1) Оказание логопедической помощи на всех уроках и во внеурочное время с соблюдением речевого режима.

2) Оказание психологической помощи детям с нарушениями общения и поведения.

3) изучение второго и третьего языка с учетом уровня речевого развития учащихся.

Ескерту: Мұғалімдер логопедпен бірлесе оқушылардың тілдік бұзылыстарын түзетуде және тілдік емес функцияларды (моторика, зейін, ойлау, есте сақтау) дамытуда жұмыс атқарады. Сонымен қатар, мұғалімдер де тілдік бұзылыстың мінездемесін, оны түзетудегі негізгі әдіс-тәсілдерді меңгеруі қажет.

  1. Сөйлеу тілі бұзылған оқушылармен жұмыс барысында, мұғалім үнемі өзінің сөйлеу мәнеріне, сөйлеу тілінің анықтылығына мән беруі қажет, себебі мұғалімнің сөйлеу тілі оқушы үшін үлгі, оның дұрыс лексикалық және грамматикалық түрде сөздер мен сөйлемдер құрауына себеп болады.
  2. Сөйлеу тілі бұзылысы бар оқушыларды күнделікті сауатты сөйлеу тілімен қамтамасыз ету қажет.
  3. Жазу жұмысы барысында мұғалім әр сөздің оқылуына, айтылуына ерекше мән бергені дұрыс, себебі жазу барысында оқушы қалай естиді, сол қалпында жазып, грамматикалық қателер жіберуі мүмкін.
  4. Сөйлеу ақаулығы бар оқушымен жұмыс барысында мұғалім дауысты дыбыстарды анық дыбыстап, асықпай сөйлеуі қажет.
  5. Инклюзивті білім жүйесіндегі оқушылармен жұмыс істеуде, мұғалім сол сыныптағы ерекше оқу түрін қажет ететін оқушылардың жеке ерекшеліктерін, білім деңгейін, талабын ескеруі керек.
  6. Ерекше оқу түрін қажет ететін оқушының әрқайсысына сабақ үстінде, сабақтан тыс уақыттарында оқушының мүмкіндігін ескере отырып, жекелей көмек көрсетілуі қажет.
  7. Сынып жетекшілер және пән мұғалімдері ерекше оқу түрін қажет ететін оқушының толық диагнозы және жеке ерекшеліктерімен таныс болулары қажет.
  8. Педагогикалық түзету жұмыстары тек түзету мамандарымен ғана емес, пән мұғалімдері тарапынан да көрсетілу керек.
  9. Сөйлеу ошақтары саусақтардың ұшында орналасқандықтан, әсіресе бастауыш сынып сабақтарында ұсақ саусақ моторикасын дамытуға қатысты жаттығулар орындалу қажет.
  10. Сөйлеу тілі бұзылысы бар оқушылардың барлығында сөздік қордың жетіспеушілігі және байланыстырып сөйлеудің төмендігі кездеседі, сол себепті барлық пән мұғалімдері сабақ жоспарын құрастыру барысында осы аталған мәселелерді ескеруікерек.

 

Рекомендацииспециалистам коррекции и педагогам-предметникам в работе  с детьми с нарушением речи

Примечание: Педагоги совместно с учителем- логопедом участвуют в исправлении у обучающихся речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того учитель должен учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их.

  1. Во время занятий педагог должен уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон речи.
  2. Наполнить повседневную жизнь учащихся грамотным речевым общением.
  3. Во время письменной работы педагог должен четко проговаривать окончания слов, дать учащимся возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д.
  4. Во время устной работы педагог должен говорить с учащимися, имеющие речевые патологии, медленно, плавно, а иногда почти нараспев.
  5. Во время подготовки к занятиям в классах инклюзивного обучения педагоги-предметники должны учитывать уровень знания, умения, личные особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
  6. На каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями во время уроков педагоги должны оказать дифференцированный и индивидуальный подход.
  7. Классный руководитель и педагоги-предметники должны быть ознакомлены полностью с диагнозами учащихся с особыми образовательными потребностями.
  8. Коррекционно-педагогическую поддержку должны оказать не только специалисты коррекции, но и учителя-предметники на всех своих занятиях.
  9. Так как все речевые зоны находятся на кончиках пальцев рук, на уроках должны выполняться упражнения на развитие общей и мелкой моторики рук.
  10. У всех обучающихся с речевой патологией очень скудный словарный запас, поэтому на своих занятиях педагог-предметник должен включить задания на развитие словарного запаса и развитие связной речи.

Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения воспитанников в школе и закрепления полученных навыков дома.
Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д;
3. Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу;
4. Привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно;
5. Развивать восприятие и воспроизведение устной речи, с учетом состояния слуховой функции учащихся, их речевого развития, индивидуальных особенностей.
6. Продолжить работу во время каникул. Постоянно выполнять артикуляционные, дыхательные упражнения. Развивать мелкую моторику. В логопедической практике много случаев, когда каникулярный период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!