Блок учителя-тифлопедагога

Енсебаева Сауле Құрманғалиқызы,

 

07.12.1979 ж.т.

Учитель-тифлопедагог КГУ «Школа-интернат «Ақ ниет» для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования Восточно-Казахстанской области с 21 ноября 2016 года.
Вторая категория.
Общий педагогический стаж – 17 лет.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: осуществление учебно-коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Обследование обучающихся, определение структуры и степень нарушения зрения, методы коррекции зрительных анализаторов. Реализация образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
Образование:высшее, Восточно-Казахстанский государственный университет 1996 –2001год, специальность по диплому «Психология» с дополнительной квалификацией «Психолог консультант в социально-прававой сфере», Восточно-Казахстанский государственный университет имени С.Аманжолова 2012-2014г ,специальность по диплому «Дефектология» квалификация «Олигофренопедагог», бакалавр.
КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА:«Қазақстан Республикасында арнайы (түзету) білім беру жағдайында педагогтердің кәсіби құзыреттіліктерін дамыту» казахстанского межрегионального центра повышения квалификации, г.алматы, 2017 год; «содержание и приемы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на разных этапах коррекционной работы», 2017 год. Международной научной- практической конференции «иеклюзивное образование: теория,практика, опыт»

 

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.
2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.
3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОЧКАМИ.

1. Обязательно выполняй режим ношения очков.
2. Носи очки только в футляре.
3. Снимай и надевай очки двумя руками.
4. Клади очки двумя руками.
5. Следи за чистотой очков. Промывай очки водой и вытирай чистым платком или полотенцем.
6. Будь аккуратней. Не бросай очки.
7. Не деритесь, чтобы не разбить очки и не поранить глаза.
8. Не пользуйся сломанными, разбитыми или чужими очками.

ПАМЯТКА «БЕРЕГИТЕ ГЛАЗА».

1. Не трите глаза руками.
2. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.
3. Осторожно обращайтесь с перьями и острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.
4. Не играйте в опасные для глаз игры.
5. Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или к медицинской сестре.
6. Занимайтесь при хорошем освещении.
7. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.
8. Не читайте лёжа.
9. При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.
10. Не играйте со взрывоопасными предметами.
11. Не смотрите на солнце без темного стекла.
12. Не смотри долго телевизор.
13. Не играй долго в компьютерные игры.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ МИОПИИ

* Ниже описанные упражнения, выполнение которых будет способствовать развитию зрительных навыков и тренировке всех участвующих в процессе зрения систем.
I упражнение на расслабление:
Проблемы со зрением сопровождаются мышечным напряжением или слабостью в некоторых областях тела. При миопии обнаруживается постоянное напряжение в области лба, челюстей, шеи, плеч, низа спины и икр ног.
Превосходным способом снятия напряжения является массаж. Поглаживание, разминание и растягивание мышц позволяет расслабить их гораздо быстрее.
• Массаж лица.
Начните с того, что разогрейте ваши пальцы, потерев их друг о друга. Начните с челюстей. Движения должны начинаться с подбородка и заканчиваться за и под ушами. Полезно несколько раз широко открывать, закрывать рот и позевывать. Затем начните поглаживать лицо с переносицы по скулам и далее к вискам. Переходим к бровям — с центра бровей наружу по надбровным дугам длинными гладящими движениями. Используя кончики пальцев растягиваем брови, а также пощипываем их большим и указательным пальцами, вытягивая наружу. Помассируйте участки под и над бровями и, наконец, длинными поглаживающими движениями порастирайте лоб. При выполнении массажа движения должны быть медленными и свободными. Наилучшее время массажа – после обеда или вечером.
• Укрепление шейных мускулов.
Шея подвижно соединяет голову и тело с находящимися в нем жизненно важными органами, без которых нормальное функционирование глаз невозможно. От состояния, в котором находятся мышцы шеи, зависит нормальная работа нашего зрения. У.Л. Томсон писал: «Самая лучшая в мире кровь не сможет помочь глазам, если свободному кровообращению по всем частям головы будет препятствовать напряжение в мышцах шеи».
Восстановить нормальное кровообращение в шеи и расслабить мышцы можно с помощью следующих упражнений:
1) Наклоны головы вперед – назад. Выполнять медленно. Повторение – 12 раз. Плавное и медленное натяжение.
2) Наклоны головы влево – вправо. Смотря прямо перед собой, наклоните голову влево или вправо прижать ее к плечу.
3) Повороты головы. Никуда не наклоняя голову, поворачивайте ее медленно слева направо и, наоборот, с возрастающим натяжением мышц шеи.
4) Вращения головой. 3-4 раза в каждую голову.
5) Письмо носом. Закройте глаза и, используя кончик носа как карандашом, пишите им что–нибудь в воздухе.
II упражнение. Пальминг:
Миопия всегда связана с напряжением, возникающим в глазах при необходимости смотреть на удаленные объекты. Для снятия напряжения предлагается выполнять следующие упражнение «Пальминг». Закройте глаза и накройте их сложенными чашечкой ладонями так, чтобы пальцы перекрещивались на середине лба; не касайтесь глаз и тем более не давите на них.
III упражнение. Моргание:
Свободное моргание на короткое время расслабляет глаза, растягивает глазные мускулы, массирует глазные яблоки и заставляет зрачок сужаться и расширяться. Рекомендуется моргать как можно чаще в ходе дня. Моргайте на каждый свой вдох и выдох.
IV упражнение с шнурком Брока:
Требуется шнурок длиной около 3 м с разноцветными бусинами или пуговицами, нанизанными на него на расстоянии около 20 см друг от друга. Первая бусина должна находиться на расстоянии 30 см от конца шнурка. Другой конец привяжите к ручке двери на уровне ваших глаз. Свободный конец обмотайте вокруг пальцев и прижмите его, натягивая шнурок, к середине носа. Фокусируя зрение на бусах, медленно перемещайте взгляд по шнурку от себя, останавливаясь на каждой бусине по 30 секунд. Достигнув конца, начните перемещать взгляд таким же образом назад. Затем несколько раз «перепрыгните» с ближайшей бусины к дальней и наоборот.
V Тренировочные упражнения:
1) Круговые упражнения глаз вправо и влево;
2) Движение глаз вверх, вправо, влево, по диагонали;
3) Легкое надавливание тремя пальцами на верхнее веко при закрытых глазах;
4) Интенсивное зажмуривание глаз;
5) Ребенок в назначенных очках для дали становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла, на этом стекле, на этом стекле на уровне взора крепится круглая метка диаметром 3-5 мм.
Вдали намечается предмет для фиксации (дом, дерево), затем поочередно переводится взор точно метку на стекле, то на этот предмет. Упражнение проводится 2 раза в день ежемесячно циклом по 10-15 дней.
6) Берется линейка 35-30 см длиной, вырезается из картона фигура по форме ракетки, на ручке последней проделывается горизонтальная прорезь, чтобы ракетка могла свободна перемещаться по линейке, на ракетке на уровне взора крепится метка в виде буквы «С» диаметром 1,5-2 мм. Упражнения проводятся так: закрывают один глаз чистым бинтом, а перед другим ставят линейку – ракетка находится на конце линейки – четко видна буква «С», затем медленно придвигаем ракетку к глазу до тех пор, пока буква «С» превратится в букву «О», затем снова отодвигаем ракетку до четкого видения буквы «С». Упражнения повторяют 10-15 раз каждым глазом 2 раза в день циклом 1 месяц.
ПОМНИТЕ:
1. Расстояние от глаз ребенка до книги должно быть не меньше 30-35 см;
2. После интенсивной зрительной нагрузки каждые 15-30 минут рекомендуется делать перерыв;
3. Просмотр телевизора не более 15 минут в день;
4. Особенно полезны занятия плаванием;
5. Если выписаны очки обязательно нужно их носить. Ношение очков строго по назначению врача – это лечение, создание зрительного комфорта, предупреждение прогрессирования близорукости.

Годовой план работы на 2023-2024

Расписание тифлопедагога Енсенбаева С.К.

План работы тифлопедагога

Положение о психолого педагогическом службе

Расписание занятий тифлопедагога